СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ


Когда государство управляется согласно
с разумом, постыдны бедность и нужда;
 когда государство не управляется согласно
с разумом, то постыдны богатства и почести.
Конфуций

Система управления, это один из важнейших элементов для любого предприятия, а уж для страны и тем более. От системы управления во многом зависит оперативность принятия решений и их надлежащее исполнение.
Та система управления, которая действует сейчас в нашей стране, больше напоминает воровской сход, на котором решается, кому из «авторитетов» и что нужно отдать «на кормление». Так называемая «вертикаль власти» в реальности не существует. Она давно рассыпалась на мелкие осколки, потерявшие всяческую связь между собой. Каждый местный руководитель ведёт себя, как ему вздумается, делает то, что ему хочется, не обращая при этом никакого внимания ни на законы страны, ни на нужды людей.
Собственно говоря, так оно и должно быть, когда к власти приходят люди некомпетентные, неспособные к управлению и не имеющие никакой конструктивной программы действий.
Давайте попробуем обрисовать систему управления, которая позволит стране развиваться, а не загибаться. А людям жить достойно и спокойно.
Прежде всего, надо отметить, что управление любой сложной системой (а государство очень сложная система) невозможно без активной обратной связи. Это как раз то, что полностью отсутствует в нашем современном обществе. Без обратной связи система либо идёт вразнос и разрушается, либо угасает и прекращает свою деятельность. Ни то, ни другое нас не должно устраивать.
Сразу же давайте отправим на свалку истории системы вертикального и горизонтального управления. Первая (вертикальная) в обществе проявляется как тоталитаризм или диктатура, когда все вопросы решает один человек или небольшая группа «избранных» самими собой.  Вторая (горизонтальная) предполагает наличие большого числа самостоятельных центров властных полномочий и, как следствие, приводит к рассогласованию, анархии и развалу государства. В истории человечества обе эти системы известны с древних времён.
Оптимальной представляется пирамидальная система управления, построенная по иерархическому принципу и обеспеченная надёжными обратными связями на каждом уровне управления. Попытки строительства таких систем управления в обществе предпринимались неоднократно. В частности и в СССР. Но эти попытки не были до конца проработанными и полноценными и значительно искажались чиновничеством на местах и в центре. Отсюда и крайне низкая эффективность этой системы управления в условиях, не обеспечивающих обратной связи и качественного контроля исполнения решений.
Строительство эффективной системы управления необходимо начинать снизу, с элементов местного самоуправления. И здесь стоит вспомнить историю большинства народов мира, когда определёнными группами или общинами людей управляли Советы. Племенные, общинные, куренные, советы старейшин. Именно на таких Советах принимались все самые важные решения, обеспечивающие совместное проживание в племенах, общинах, деревнях, посёлках, станицах, городах, уездах. Собственно, современная система парламентаризма и выросла из таких вот Советов старейших и мудрейших.
Именно те, древние Советы и были в своё время образцом настоящей демократии, когда люди сами выдвигали в число членов Совета наиболее опытных и толковых своих представителей. Только на более ранней стадии развития общества (в период формирования общинно-родовых отношений) в Совет входили исключительно старейшины. С ростом числа родов, объединённых в общину, изменялся и состав Советов. Кроме уважаемых и мудрых старейшин, в состав Советов избирались и наиболее умные и ответственные из числа более молодых жителей данной общины. Решения этих Советов были направлены на благоденствие всей общины, а потому исполнялись скрупулёзно и беспрекословно всеми жителями, включая и самих членов Совета. Каждый человек понимал свою ответственность не только за свою семью или свой род, но и за жизнь всего сообщества. Такие Советы можно признать образцом самоуправления. Они прекрасно зарекомендовали себя уже в наше историческое время. Особенно успешно Советы действовали в среде казачества на Дону, Кубани и в Сибири.
Насколько мудры и ответственны были наши непосредственные предки очень хорошо описано в романе С. Залыгина «Комиссия». Рекомендую почитать всем, кто ещё не читал. Очень интересно и поучительно. Этот роман ещё и ответ тем, кто утверждает, что русский человек ленив и безынициативен.
Итак, нам предстоит вернуться к истокам демократии, а именно, к власти Советов. Лозунг «Вся власть советамъ!», выдвинутый большевиками в начале ХХ века, был заимствован именно у наших предков. И его грех было не заимствовать, поскольку Советы, это наиболее рациональная система местного самоуправления, созданная мудростью человека и Природы. Только нужно избежать тех ошибок, которые допустили большевики при формировании местных Советов. Прежде всего, необходимо исключить политическую составляющую. Баллотироваться в состав Территориального Совета может любой человек, проживающий на данной территории, независимо от его партийной принадлежности или беспартийности. И никаких назначений и «рекомендаций» сверху быть не должно. Таким образом, жители будут хорошо представлять себе, за кого отдают свои голоса, а избранный Совет будет всячески заботиться об интересах этих жителей. Это будут поселковые, станичные и муниципальные (в городах) Советы. В крупных городах придётся ограничивать размеры муниципалитетов определённой численностью проживающих и сложившимися естественными границами территорий. Представляется, что эффективным может быть городской муниципальный Совет только там, где численность проживающих не превышает десяти тысяч человек.
Возможно, не помешает введение ограничений по срокам проживания в данной местности и по уровню образования. Допустим, членом Совета может быть человек с образованием не ниже средне-специального и проживающий на данной территории не менее 20 лет. Это позволит избежать обсуждения и принятия популистских или нереальных для исполнения решений.
Эти Советы должны разрабатывать планы и бюджеты развития своих территорий, согласовывать их со своими жителями и трудовыми коллективами предприятий, находящихся на этих территориях.
Вопросы технического сопровождения и контроля выполнения решений Совета могут быть возложены на его секретаря с частичным или полным освобождением от выполняемой работы.
Следующей ступенью самоуправления станут Районные Советы, в состав которых будут делегировать своих представителей Территориальные Советы. Размеры районов будут определяться исходя из сложившихся естественных границ территорий, социальной и экономической целесообразности объединения Территориальных Советов. Районные Советы будут согласовывать интересы, бюджеты и планы Территориальных и сводить их в единый план развития районов. Для технического сопровождения работы Районных Советов будут создаваться секретариаты. Для обеспечения нужд населения, Районные Советы будут заключать договоры с соответствующими предприятиями на обслуживание и оказание услуг на своих территориях. Члены Районных Советов, за исключением председателя Совета, будут не освобождёнными от основной трудовой деятельности. Заседания Районных Советов могут проводиться примерно один раз в месяц. Этого будет вполне достаточно для отслеживания ситуации в районе и принятия, в случае необходимости, специальных решений.
После согласования и утверждения районных планов, они будут передаваться в Областные (Городские) Советы. Области будут формироваться из районов, расположенных вокруг крупных городов, которые станут официальными областными центрами. Границы областей целесообразно проводить по естественным природным границам территорий. Смежные области должны нести консолидированную ответственность за состояние этих границ.
Областные (Городские) Советы будут формироваться так же путём делегирования в число их членов представителей Районных Советов. И на этом уровне самоуправления вполне можно отказаться от расходов огромных средств на партийные выборы и политические интриги. Люди, живущие рядом, лучше знают, кому доверить координацию деятельности районов. Члены Областных (Городских) Советов будут освобождены от основной деятельности по месту работы на весь срок полномочий данного Совета.
Учитывая достаточно большой объём информации, который будет проходить через Областные (Городские) Советы, последние будут формировать секретариаты и исполнительные органы. Секретариаты будут обеспечивать техническое сопровождение работы Советов, а исполнительные органы должны обеспечить контроль за выполнением решений Советов на данной территории. Формироваться исполнительные органы должны из квалифицированных специалистов, имеющих положительный опыт руководства предприятиями и организациями. Областные (Городские) исполнительные органы будут решать все текущие вопросы развития и обслуживания территорий, готовить отчёты об исполнении бюджетов и решений, готовить рекомендации для Советов по заключению договоров на строительство и обслуживание территорий. Выбор контрагентов для проведения работ, финансируемых из бюджетов областей (городов), должен осуществляться на конкурсной основе. Обеспечение конкурентной среды позволит не только экономить бюджетные средства, но и заставит предприятия-контрагенты заниматься повышением эффективности своей деятельности.
Члены Территориальных, Районных и Областных (Городских) Советов могут быть отозваны до окончания срока полномочий теми гражданами (органами), которые их выдвинули в состав Совета. Так же досрочно могут быть прекращены полномочия всего состава Совета. Причины для принятия таких решений должны быть весомыми и безусловно объективными. Выборы новых членов Совета в этом случае проводятся за счёт бюджета соответствующего субъекта права.
Интересы, специализация и уровень развития соседних областей не всегда будут совпадать. Чтобы обеспечить более качественное и полное удовлетворение всех потребностей и интересов соседних областей, целесообразно объединить их в более крупные структуры. Допустим, это будут Округа (или Края, или Губернии – сам термин не принципиален).
Структура и система управления Окружных органов будут отличаться от предыдущих. Во главе Округов должны встать Координационные Центры, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Задачей этих Окружных Центров будет анализ областных планов и бюджетов, сближение позиций областей по спорным вопросам, выработка совместных межобластных решений, разработка рекомендаций для Областных (Городских) Советов по уточнению планов производств в интересах  Округа и Государства, помощь Областным (Городским) Советам в разрешении конфликтных или чрезвычайных ситуаций, подготовка отчётов и рекомендаций для Верховного Совета и Правительства страны, обеспечение обратной связи между Областными (Городскими) Советами и Верховным Советом. Формировать состав Окружных Центров будет Правительство страны. Руководители этих Центров в обязательном порядке будут утверждаться Верховным Советом и входить в состав Правительства страны.
Само Правительство будет формироваться его Председателем, назначенным Верховным Советом. Структура Правительства будет построена, преимущественно, по отраслевому принципу и будет состоять из соответствующих министерств. Количество министерств, их структура, штатные расписания и сами министры будут утверждаться Верховным Советом. Руководители Окружных Координационных Центров, входящие в состав Правительства, станут связующим звеном между интересами территорий, отраслей производства и государства. В состав Правительства должны назначаться компетентные, высокопрофессиональные специалисты, зарекомендовавшие себя как способные и талантливые организаторы и обладающие высокими моральными качествами.
Правительство, на основании информации, поступающей от Окружных Координационных Центров и отраслевых министерств, будет разрабатывать государственные планы и бюджеты развития территорий и отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увязывать эти планы с потребностями и возможностями территорий и отраслей, контролировать ход выполнения государственных планов.
Министерства должны будут анализировать состояние дел в соответствующих отраслях производства и принимать меры к внедрению на предприятиях новых технологий и техники, позволяющих обеспечивать природоохранные нормативы и повышать при этом производительность труда. Для этих целей в состав отраслей должны входить научно-производственные предприятия, которые будут совершенствовать и дорабатывать научные и экспериментальные разработки, производимые в научно-исследовательских лабораториях высших учебных заведений. Адаптированные к условиям реального производства и согласованные с Областными (Городскими) Советами, такие разработки будут внедряться на предприятиях министерств.
Все государственные планы будут рассматриваться и утверждаться Верховным Советом.
Верховный Совет будет высшим руководящим органом страны, а его Председатель главой государства. Члены Верховного Совета будут избираться прямым всенародным голосованием. Баллотироваться в Верховный Совет могут как представители политических партий, так и представители общенациональных общественных движений (организаций), которые формируют списки своих кандидатов для участия в выборах. Граждане страны будут голосовать за списки партий и движений. При этом списки должны содержать десять кандидатур, которые, в случае избрания, будут работать в Верховном Совете в обязательном порядке. По каждому кандидату в списке должна быть дана краткая биография. Каждый избиратель должен знать, когда и где кандидат родился, где и как учился, где работал и какие общественные нагрузки выполнял.
Кроме списков кандидатов в члены Верховного Совета, каждая партия и движение должны представить краткие программы своих действий по развитию страны. Тезисы по образованию и воспитанию, по внешней политике, по оборонной политике, по безопасности государства, по развитию промышленности и сельского хозяйства и по социальной политике должны присутствовать в программах в обязательном порядке.
После регистрации в Центральной избирательной комиссии, списки кандидатов и краткие программы партий и движений должны стать доступны всем гражданам страны. Ознакомившись с ними, люди будут представлять себе, за кого и за что они отдают свои голоса.
Думаю, законодательно имеет смысл ограничить право на участие в выборах Верховного Совета в качестве кандидатов для лиц, моложе сорока лет и для экстремистских, националистических, религиозных и криминальных объединений. Всё, что разделяет людей по каким-либо внешним признакам, должно быть отвергнуто.
Так же необходимо будет установить нижний порог явки избирателей, либо сделать выборы Верховного Совета обязательными для всех граждан, имеющих право голоса. Что касается минимального процента набранных голосов, то здесь вполне уместным было бы считать прошедшими в Верховный Совет все партии и движения, набравшие не менее одного процента голосов избирателей. Это позволило бы более объективно учитывать мнение всех слоёв общества.
Распределение мест в Верховном Совете будет производиться в соответствии с процентным отношением набранных на выборах голосов. Для партий и движений, получивших в Верховном Совете менее десяти мест, в состав пройдут те, кто находится выше в их списках.
Первое заседание избранного Верховного Совета открывает и ведёт старейший его член. На этом заседании Совет избирает своего Председателя и руководителей профильных комитетов. Кандидатуры на посты Председателя и руководителей комитетов могут выдвигать все партии и движения, представленные в Совете.
В обязанности Верховного Совета будет входить разработка и проведение внутренней, внешней и оборонной политики государства, представление интересов страны в международных переговорах и организациях, рассмотрение и утверждение кандидатур Председателя Правительства и министров, контроль за деятельностью Правительства и ежегодный отчёт перед гражданами о состоянии дел в стране. Кроме этого Верховный Совет должен будет собрать Конституционное Собрание граждан, которое рассмотрит проекты новой Конституции государства и примет окончательный её вариант. Затем утверждённый проект Конституции будет вынесен на всенародное обсуждение и голосование.
В случае принятия новой Конституции Верховный Совет объявит конкурс на разработку новых атрибутов государственности – флага, герба и гимна. Новая атрибутика государства так же должна пройти всенародное обсуждение.
Я не случайно упомянул здесь о новой государственной атрибутике. Символы всегда играли большую роль в жизни человечества. Не случайно все народы украшали свои одежды, предметы быта, оружие и другие изделия символами солнца, плодородия, бесстрашия и другими. Символы подпитывают их обладателя дополнительной энергией. Они передают в наш мир тонкие вибрации прошлого и будущего. Они воздействуют на наше эмоциональное состояние. Эти вибрации могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Что мы имеем сейчас? Символы прогнивших, погрязших в коррупции и некомпетентности империй – Византийской, Российской и СССР – несут в нашу жизнь определённо негативный фон, угнетают наше сознание и волю. От таких символов нужно избавляться. Новые символы России должны быть устремлены в будущее!
Думаю, многие обратили внимание на отсутствие в предложенной системе управления государством таких понятий как «национальная республика» и «национальный автономный округ». Считаю, что мы должны, наконец, признать, что «мудрая ленинская национальная политика» потерпела крах. Единственное, к чему она привела в итоге, это развал страны и противопоставление людей разных национальностей. Возможно, для недалёких и жадных властителей такое положение было очень выгодным. Древний принцип «разделяй и властвуй» позволял отвлечь людей от реального положения дел в стране, занять их умы несуществующими проблемами и под шумок разворовывать Родину.
Пора прекратить разделять человечество на «чистых и нечистых», «верных и неверных», «великих и малых». Давайте вспомним Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов. Представители более ста пятидесяти национальностей защищали нашу Родину от вторжения фашистских подонков. Пули, снаряды и бомбы не разбирались в национальностях, в вероисповедании и в образованности людей. Это было страшное и очень тяжёлое время. И тогда люди делились только по одному признаку – с кем можно «пойти в разведку» и с кем нельзя. Иначе говоря, на порядочных и подлых. Это единственное деление, которое должно остаться в человеческом обществе.
Определяя принципы новой системы управления государством, невозможно пройти мимо управления предприятиями. Именно от компетентного и эффективного управления зависят экономические и социальные показатели любого предприятия. Управленческий аппарат предприятий должен быть минимально необходимым, а деятельность руководства должна контролироваться Советами трудовых коллективов. Назначение, перевод или снятие руководителя предприятия с государственным участием не должно производиться без согласия Совета трудового коллектива. На частных предприятиях малого и среднего бизнеса функции Советов трудовых коллективов будут несколько отличаться от функций тех же Советов на крупных предприятиях с коллективно-долевой собственностью. Но принципы создания и деятельности таких Советов должны быть идентичны.
Представляется возможным разрешить каждому предприятию использовать свою структуру управленческого аппарата в зависимости от специфики производства, численности основного персонала и объёмов и типов выпускаемой продукции. Отраслевые министерства не должны определять структуру и штатное расписание предприятий в директивном порядке, а должны подготовить методические рекомендации по оптимальному управлению предприятием.
Завершая разработку принципов управления государством, отметим очень важный момент для успешной работы предприятий. В каждой отрасли хозяйства необходимо законодательно создать конкурентные условия производства товаров и услуг. Только в условиях добросовестной конкуренции можно обеспечить развитие производительных сил и творческого потенциала производств. Однако, исторически сложилось так, что у нас будут предприятия – естественные монополии. У них не будет конкурентов. Поэтому тарифы на продукцию и услуги таких естественных монополий должен утверждать Верховный Совет после тщательного изучения калькуляций себестоимости, накладных и прочих расходов этих предприятий. Правительство страны будет определять оптимальную структуру управления этими предприятиями и максимально допустимый фонд оплаты труда их руководящего персонала. В этом случае тарифы на продукцию и услуги предприятий – естественных монополий станут действительно экономически обоснованными.

13 комментариев:

  1. Анонимный05.10.2014, 12:06

    Некоторые замечания по государственному устройству!
    Опять списки партий и движений и естественно нет места самовыдвигающимся депутатам!
    Я бы ввёл слудующие ограничения депутатам:
    А). образование не ниже среднего.
    б). Избирается на 2 срока не более. С 20-ти лет.
    В). Срок проживания на данной территории не менее 10 лет.
    Г). В Верховный Совет от 40 до 70 лет. Не более 2х раз!
    Никаких залогов и проходных баллов.
    Депутатами могут быть, рабочие, доярки, учителя врачи, академики и минимум юристов! Почему в вашей работе нет самовыдвиженцев! Как я понял, партия, набравшая большее количество голосов будет лидирующей! Мне кажется такое управление-угроза власти Советов. Мне не нравятся контрагенты, они прямо заточены под пресловутую систему капитализма, которая в нынешних условиях совершенно дискридитировала себя! Без планового ведения народного хозяйства совершенно невозможно управлять этим хозяйством. Ваше Госустройство чем-то напоминает структуру ,социал – буржуазного госудаства. Поскольку выборы слишком затратны, предлагаю ввести единый день голосования для всех уровней, скажем март. Вы хотите урезать власть Председателя Областного Совета, а зря!
    Я считаю, что система окружных органов совершенно не нужна с её функциями превосходно справится Областной Совет и никакого дублирования! И ещё, я не понял: Депутаты госсовета от партий и прочих будут заседать в этом Совете на постоянной основе, а нахрена? Вообще не нравится! Утрачивается связь между низовым депутатом и Верховной кучкой, которая и будет править бал. А в принципе дело стоящее, я рад знакомству с вами!
    Пётр Алексеев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А чего это Вы ограничиваете 70 -ю годами И вообще для управления лучше всего допускать людей более старших, но здоровых, а то у нас молодежь все равно хлипкая, только орать кучей и драться из под тишка!!!!

      Удалить
  2. Думаю, Вы отчасти правы. Этот раздел я ещё не правил. И на самом деле, имел в виду, что партия должна взять власть по действующей Конституции, чтобы затем изменить и саму Конституцию и социально-экономическую систему. Далее, в разделе политическая ситема, я уже начал правку. Партии нужно действительно ликвидировать. Выборы только в местные Советы, на земле. В кварталах и поселениях, где люди друг друга знают. С цензом осёдлости. Что касается сроков, то здесь есть множество вариантов. Но это уже второстепенно.
    Да, переходный период заставить сначяала создать социал-буржуазное государство для плавного перехода к системе социальной справедливости. Не нужно резко всё ломать!
    Ну а нюансы можно обсуждать. Для того проект и выложен. Одна голова хорошо, а много лучше! Если предложения дельные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный09.10.2014, 13:46

      Вадим Николаевич!
      Расскажите о национальной политике.
      Пётр Алексеев.

      Удалить
    2. А чего же я о ней расскажу?! Какая разница, какой национальности порядочный человек? А какая разница какой национальности преступник? Мне кажется национальный вопрос слишком раздут. Его наоборот пора убирать.

      Удалить
    3. Анонимный26.07.2015, 13:37

      Все же надо ввести понятие государствообразующей нации, все же Россия от росов . Не допустить захвата власти и террора по России как в 1917-1922гг, Бронштейнами, Бланк-Ульянов, Янкель Свердлов и проч., как сейчас теми же потомками проводится политика уничтожения славян на Украине

      Удалить
    4. Да, наверное государствообразующую нацию указать надо. Обязательно указать, что государственным языком является русский язык. Но при этом нужно предоставить культурную автономию малым нациям и народам. Дать им право изучать свои языки, культивировать свои традиции (если они не противоречат Конституции и законам России), создавать национальные музеи. Вреда стране от этого не будет.
      Я бы ещё предложил вернуться к названию "Русь" и заменить все символы государства на новые.
      Но это не самое первостепенное.
      Что касается уничтожения славян, то этим давно занимаются англосаксы. Причём, последнее время мы сами им в этом помогаем! Благодаря своим лени и равнодушию.

      Удалить
  3. Анонимный13.10.2014, 09:44

    Почему же! Если сравнить национальную политику сегодня и проводимую в СССР, это небо и земля. В Союзе даже было министерство по делам национальностей! В великую Отечественную бок о бок стояли, русский, грузин, еврей, азербайджанец, армянин и т.д. Возьмите стройки века, Днепрогэс, БАМ, и т.д. Такого порыва не будет уже никогда! А вы - вопрос раздут! Нынешняя власть палец о палец не ударила, что бы хоть что-то сделать. Эти либеральные штучки надо вырывать с корнем!

    ОтветитьУдалить
  4. Я сторонник национальной политики, которая проводилась в царской России. Может быть, с некоторыми коррективами. Но в целом, как вы справедливо заметили, "... бок о бок стояли ..."
    Не стоит выделять какие-то национальности и давать им за это преференции. Пусть все будут в равных условиях. Но не забывают, что живут они на Руси!

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный16.10.2014, 17:02

    Спасибо!
    Пётр Алексеев

    ОтветитьУдалить
  6. Так давайте выбирать старейшин, а не зеленую молодежь, у которой подметки горят!

    ОтветитьУдалить
  7. Вадим Николаевич18.09.2020, 23:56

    Давайте. Всё, что здесь написано не догма, а предложения для обсуждения.

    ОтветитьУдалить