ПРАВОВАЯ СИСТЕМА


Мы должны быть рабами законов,
чтобы стать свободными.
Цицерон

Сознание права развивает сознание долга.
Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там,
где начинается свобода другого.
В. Гюго

Говорить о важности правовой системы нет необходимости. Правовая система – это становой хребет государственности. Именно действующая правовая система говорит о степени демократичности и этичности государства.
Правовую систему можно разделить на три, достаточно самостоятельные ветви – законодательная ветвь, ветвь судопроизводства и ветвь исполнения судебных решений. Именно в такой последовательности – закон, защита прав по закону и ответственность за нарушение закона.
Законодательство – это набор норм и правил, определяющих отношения субъектов права в государстве. Субъекты права – это граждане (физические лица), проживающие или временно находящиеся на территории государства,  предприятия (юридические лица), действующие на территории государства, общественные организации, зарегистрированные в государстве и органы самоуправления (советы и их исполнительные органы).
В предлагаемой модели общества законодательным органом государства станет Верховный Совет. Первым его законодательным шагом станет принятие проекта новой Конституции государства, разработанного Конституционным собранием граждан. После одобрения Конституции большинством населения страны, Верховный Совет должен приступить к разработке и утверждению законодательных актов, определяющих отношения между субъектами права в государстве. Для разработки качественных законов необходимо будет привлечь к этой работе ведущих специалистов соответствующих отраслей хозяйства. Возможно, придётся создавать специальные законодательные комиссии, которые и будут разрабатывать необходимые положения. За основу можно принять действующие в стране кодексы и законы. Их нужно будет доработать, устранив несоответствия и неопределённости и приведя в соответствие с новой Конституцией. Нужно избегать декларативности при разработке законов. За нарушение законодательства всегда должна быть предусмотрена ответственность.
Гражданский Кодекс должен отразить все основные права и свободы человека, нормы гражданского поведения в обществе, правовые принципы взаимоотношений граждан между собой, отношения между выборными и исполнительными органами управления и гражданами, отношения граждан и общественных организаций, основные формы и принципы объединений граждан, семейные и наследственные отношения, права детей и престарелых граждан. Естественно, должна быть определена ответственность за любое нарушение законодательства. В рамках Гражданского Кодекса могут быть выделены самостоятельные направления, такие, как Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие. Гражданский Кодекс должен стать основным правовым документом, определяющим правила и нормы сосуществования в обществе.
Трудовой Кодекс будет определять отношения между работодателем и наёмными работниками. Он должен обеспечить соблюдение прав человека в трудовых отношениях на предприятиях всех форм собственности. Из всех нормативных документов, действующих в настоящее время, Трудовой Кодекс проработан, пожалуй, лучше других. Возможно, это связано с тем, что он был разработан на базе КЗоТ`а СССР, основанном на реальном многолетнем опыте. В новый Трудовой Кодекс необходимо будет добавить положения о трудовых коллективах и их Советах. Советы трудовых коллективов должны быть созданы на всех предприятиях и во всех учреждениях. Эти Советы должны будут контролировать структуру и работу предприятия и его управления. Советы трудовых коллективов должны быть наделены правом утверждения кандидатуры руководителя предприятия (за исключением предприятий частной формы собственности). Если кандидатура руководителя не принята Советом, вышестоящий орган управления должен будет представить другую кандидатуру. Наличие Советов трудовых коллективов будет дисциплинировать не только органы управления предприятием, но и весь трудовой коллектив.
Налоговый Кодекс должен описывать новую систему налогообложения, отношения между государством и налогоплательщиками, льготы по уплате налоговых сборов для физических и юридических лиц, распределение налоговых поступлений между территориями и государством, формы, порядок и сроки подачи налоговой и статистической отчётности в государственные налоговые органы, основания и порядок проведения финансовых проверок на предприятиях различных форм собственности, принципы деятельности государственных налоговых органов и их ответственность за нарушения законодательства. Над этим Кодексом придётся поработать очень серьёзно, чтобы избежать того безобразного положения, которое сложилось в этой сфере сейчас. При разработке нового Налогового Кодекса будет необходимо привлечь к обсуждению его положений серьёзных экономистов и руководителей предприятий различных форм собственности.
Было бы очень неплохо, если бы все граждане страны знали, для чего собираются те или иные налоги и как они расходуются через бюджеты.
Скорее всего, нам придётся разработать самостоятельный Природоохранный Кодекс. Нельзя допустить, чтобы природа страны уничтожалась хищническими и бездумными действиями отдельных предприятий и граждан. Нельзя допустить, чтобы мы превратили окрестности крупных городов в мусорные свалки, отравляющие почву, воду и воздух. Нельзя допустить, чтобы браконьеры безнаказанно и бесконтрольно уничтожали богатства нашей флоры и фауны.
Мы обязаны понять, что здоровье и благополучие будущих поколений нашей страны во многом зависит от состояния окружающей среды, от качества воды, воздуха и пищи. Необходимо будет разработать жёсткие государственные стандарты на все продукты питания и полностью запретить их выпуск по техническим условиям, разработанным самими предприятиями. Необходимо будет запретить применение в сельском хозяйстве и в пищевых производствах генно-модифицированной продукции. Детское питание должно изготавливаться только из самых высококачественных и экологически чистых натуральных продуктов. Нужно запретить использование токсичных и небезвредных для здоровья человека искусственных пищевых добавок и красителей.
Необходимо будет отказаться от производства упаковки для продуктов из синтетических материалов. Эти материалы не только загрязняют окружающую среду, но и выделяют в продукты ядовитые соединения. Для упаковки продуктов государственные стандарты должны предусмотреть использование  естественных материалов, которые могут распадаться на безопасные соединения в природных условиях.
Необходимо разработать эффективную систему сбора вторичных отходов и их переработки.
Особое внимание следует уделить разработке жёстких стандартов для очистных сооружений.
Предприятия и граждане, нарушающие Природоохранный Кодекс, должны нести за это экономическую и уголовную ответственность.
Уголовный Кодекс должен предусматривать ответственность за любые нарушения законодательства и прав человека. К особо тяжким преступлениям, в дополнение к уже перечисленным в действующем сейчас Кодексе, следует отнести должностные преступления, совершённые лицами выборных и исполнительных органов управления, а так же сотрудниками правоохранительных органов, независимо от последствий этих преступлений. Преступления, совершённые должностными лицами государства, должны рассматриваться не только как уголовные, но и как подрыв авторитета государства в международном сообществе. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наше действующее законодательство многие называют гуманным. Лично мне кажется, что гуманизм наших законов распространяется, в основном, на преступников, но никак не на их жертв. Скажите, что это за «гуманизм», когда дважды судимый за убийства рецидивист осуждается на восемь лет лишения свободы за третье преднамеренное убийство, через пять лет выходит досрочно на свободу за «примерное поведение» и через полтора месяца совершает очередное убийство?!
Скажите, почему мы должны проявлять такой странный «гуманизм» к бандитам и убийцам? Почему государство должно содержать этих нелюдей за счёт честных тружеников и предоставлять этим преступникам в местах отбывания наказаний возможность заниматься спортом, смотреть телевизор, читать книги, полноценно питаться и жить почти как в санатории? Только окружённом колючей проволокой. А потом ещё и досрочное освобождение за «примерное поведение»! Чем они заслужили такое «ласковое» отношение к себе? Своими грабежами и убийствами? Горем десятков и сотен порядочных людей?
Думается, не стоит доводить понятие «гуманизм» до абсурда. Пора уже прекратить разговоры о правах заключённых и условиях их содержания. Этот ложный гуманизм обходится слишком дорого и обществу, и государству.
Нормальные условия содержания должны предоставляться только подозреваемым, находящимся в местах предварительного заключения до решения суда. Преступники, осуждённые судом, должны знать, что права их будут весьма ограничены и что они уже не смогут рассчитывать на лёгкую, сытую жизнь.
Все преступления против человека и закона необходимо разделить на лёгкие, тяжёлые и особо тяжёлые. Надеюсь, в этом нам помогут квалифицированные юристы. Каждому виду преступлений должна соответствовать определённая степень наказания и определённый его срок. За особо тяжкие преступления должен быть предусмотрен исключительно пожизненный срок наказания на тяжёлых работах. Думаю, убийцы, грабители, педофилы, наркодельцы, казнокрады и прочая мразь не смогут искупить ущерб, нанесённый обществу, даже таким нелёгким наказанием. И вообще, все преступники должны отбывать наказания в трудовых лагерях. Ни один из них не должен просто «сидеть» и размышлять о содеянном. Философствовать нужно было до совершения преступления. А после решения суда надо искупать вину перед страной и её гражданами.
Предлагаю значительно ужесточить наказания за тяжкие преступления и должностные преступления, совершаемые сотрудниками выборных и исполнительных органов управления и сотрудниками правоохранительных органов.
Так же необходимо будет прекратить практику условно-досрочных освобождений и амнистий. Преступник должен в полной мере нести наказание, которое заслужил своими поступками. Пусть работает на благо общества и государства.
Для всех, обвиняемых в преступлениях должен действовать принцип презумпции невиновности. Юридическая защита обвиняемых должна быть обеспечена с момента ареста. Иначе говоря, арест подозреваемых должен производиться в присутствии государственного адвоката.
Ну и конечно, нужно прекратить практику освобождения подследственных под залог.
Отдельно в новом законодательстве нужно будет рассмотреть законы о средствах массовой информации (СМИ) и о рекламе. Думаю, имеет смысл ввести литературную и этическую цензуру на телевидении, радио и для печати. Стыдно смотреть и слушать, когда ответственные высокопоставленные сотрудники и теле-радиоведущие коверкают русский язык и делают множество грамматических ошибок в своих выступлениях и комментариях.
Очень важно будет определить репертуар программ и передач для детей и юношества. Нужно законодательно прекратить производство и трансляцию материалов, пропагандирующих насилие, жестокость и попирающих моральные ценности общества. Нужно запретить героизацию бандитов и наёмных убийц. Нужно прекратить пропаганду нездорового образа жизни и показы мистических триллеров, разрушающих неокрепшую психику детей и превращающих их в неврастеников.
Важно определиться с принципами размещения рекламных материалов в СМИ и на улицах городов, особенно крупных. Неудачное, несвоевременное и бездумное размещение рекламы вызывает у большинства людей стрессовые состояния, крайне неблагоприятно влияющие на их здоровье и работоспособность.
Немало работы предстоит сделать и для приведения к оптимальным вариантам морского, патентного и авторского права. Морское право необходимо перерабатывать на всей планете, во всех странах. Это будет не только юридическая, но и политическая задача. То же самое можно сказать и об авторском праве, которое сейчас ни в коей мере не отражает потребности человечества в свободе получения и передачи информации. Патентное право должно обеспечить доступное и безусловное патентование открытий и изобретений, сделанных гражданами России, в нашей стране. К сожалению, по каким-то необъяснимым причинам, наши разработки чаще оказываются запатентованными в зарубежных странах. В итоге мы покупаем свои же изобретения за рубежом, выкладывая за них огромные деньги. Нужно отметить, что такая ситуация сложилась в России с очень давних времён, ещё с XIX века. Скорее всего, виной тому наше многочисленное и абсолютно непатриотичное чиновничество.
Естественно, в законодательстве будут и процессуальные кодексы, определяющие порядок ведения и рассмотрения дел в судопроизводстве. Эти кодексы также необходимо серьёзно доработать, освободив их от бюрократических зацепок, позволяющих судам необоснованно затягивать рассмотрение дел и подготовку документов, а то и вовсе прекращать дела по формальным основаниям. Суды должны нести дисциплинарную, профессиональную и материальную ответственность за несвоевременное рассмотрение дел. Необходимо установить предельные сроки рассмотрения дел по различным категориям. Суды должны обеспечить доставку оформленных решений гражданам и предприятиям - участникам процессов. Необходимо пересмотреть сроки и порядок обжалования принятых судами решений. Сроки на обжалование решений судов должны исчисляться от даты получения соответствующего решения участниками процессов. На ответчиков по судебным искам, не являющихся в судебные заседания без уважительных причин, должны налагаться денежные штрафы, компенсирующие дополнительные затраты судов по этим делам.
В рамках новой правовой системы важно будет рассмотреть вопросы, связанные со сроками давности преступлений и с возмещением морального вреда гражданам. На мой взгляд, сроки давности вообще необходимо отменить. Человек, совершивший преступление, должен быть осуждён в любом случае. Пусть и через десять лет после совершения преступления. В части возмещения морального вреда нужно будет установить конкретные суммы такого возмещения по всем категориям дел. Суд должен устанавливать только факт необходимости возмещения морального вреда, но не его размеры.
Судебная система в нашей стране также нуждается в серьёзной реформе. Понятно, что наверху этой системы останется Конституционный суд, который должен следить за выполнением основного закона государства и соответствием принимаемых Верховным Советом законов Конституции страны. Верховный суд, скорее всего, сохранит свои основные черты. Его задачей будет рассмотрение жалоб и апелляций, поданных на решения нижестоящих судов. Что нужно изменить в работе Верховного суда, так это сроки рассмотрения дел. Ведь неверное или неправовое решение нижестоящего суда может обречь невиновного человека на незаслуженное наказание. Значит, срок такого незаслуженного наказания должен быть максимально ограничен.
Далее, по иерархии, будут следовать окружные суды, областные (городские) суды, и районные суды. В муниципальных образованиях можно будет ограничиться Согласительными комиссиями при местных Советах, рассматривающими споры граждан данной территории между собой. Согласительные комиссии будут иметь право заключать мировые соглашения, имеющие силу юридического документа.
Особое внимание следует уделить районным судам, так как именно на них падает основная нагрузка судебных разбирательств. Возможно, имеет смысл увеличить количество районных судов, привязав их к реальным границам территорий конкретных районов. В некоторых случаях можно будет создать несколько районных судов на одной территории. Институт мировых судей, привнесённый в нашу систему судопроизводства, себя пока не оправдал. Поэтому, о нём лучше забыть. А вот институт народных заседателей можно попробовать восстановить. Главным образом для того, чтобы ограничить судейских работников в принятии неверных или ангажированных решений. Возможно, в этом случае не потребуется суд присяжных, который в нашем обществе тоже пока ещё очень несовершенен. Но и здесь возможны варианты. Важно, чтобы судом принимались решения, основанные на законе и обеспеченные безупречной доказательной базой.
Можно будет определить категории дел, которые должны рассматриваться областными и окружными судами, минуя районные. Это позволит несколько разгрузить районные суды и обеспечить рассмотрение сложных дел более квалифицированными судьями.
До сих пор остаётся нерешённым вопрос о независимости наших судов. Ни пожизненное назначение судей, ни повышенная зарплата пока не привели к желаемым результатам. Суды и судьи по-прежнему весьма зависимы и от вышестоящих инстанций, и от территориальных чиновников. Скорее всего, необходимы другие методы и стимулы. Прежде всего, всех судей необходимо подчинить только Закону. Судьи Конституционного, Верховного и Окружных судов должны утверждаться Верховным Советом. Судьи областных (городских) и районных судов, соответственно, Областными (Городскими) Советами. Очень важно более внимательно относиться к кандидатурам на должности судей. Не должны назначаться судьями люди, не имеющие высшего юридического образования, полученного в определённых министерством образования ВУЗ`ах, а так же имеющие стаж работы в судебных органах менее пяти лет. Не могут назначаться областными судьями люди, не работавшие в районных судах, а в окружные суды, не работавшие в областных в течение хотя бы пяти лет.
Зарплата судей будет определяться Верховным Советом и никоим образом не должна зависеть от решений местных выборных и исполнительных органов. Областные и районные Советы обязаны выделять необходимые помещения для работы судов, без каких либо оговорок и условий. Любые попытки местных властей оказать давление на суды, должны пресекаться и квалифицироваться как уголовные преступления. Необходимо прекратить практику отчётов и дачи разъяснений судьями по конкретным делам перед председателями судов. Канцелярии судов должны вести статистику судебных дел по их квалификации и количеству. И не более того.
Определение качества работы судьи и его соответствия занимаемой должности будет находиться в компетенции Окружных квалификационных коллегий и Высшей квалификационной коллегии государства, ответственных только перед Верховным Советом.
Любое ошибочное или неправомерное решение конкретного судьи должно быть рассмотрено и расследовано самым тщательным образом. Такое решение может послужить причиной отстранения судьи от дальнейшей работы или возбуждения против него уголовного дела. Жалобы на действия судей от участников судебных процессов должны приниматься квалификационными коллегиями в безоговорочном порядке и рассматриваться по окончании процесса в апелляционной или кассационной инстанции. Любое заведомо неправовое решение судьи должно наказываться в уголовном порядке, а сам судья должен лишаться своего статуса и возможности дальнейшей работы в сфере правовой системы.
В то же время, государство должно обеспечить защиту работников судов от любого давления со стороны заинтересованных лиц. Посягательства на здоровье и жизнь судьи или его родственников должны квалифицироваться как особо тяжкие преступления перед народом страны и наказываться пожизненным лишением свободы.
Ветвь исполнения судебных решений в нашей стране так же нуждается в серьёзной реорганизации. Современная российская система исполнения наказаний не столько способствует исправлению преступников, сколько плодит рецидивистов. Условия содержания подследственных до суда и осуждённых мало, чем отличаются. Порой подследственным приходится даже тяжелее, чем осуждённым преступникам. Это неправильно. Все подследственные до вынесения решений судов должны находиться в нормальных человеческих условиях.
Я уже писал о необходимости ужесточения наказаний за уголовные и особо опасные преступления и увеличения сроков этих наказаний. В обществе, где человек является высшей ценностью, преступления против него должны наказываться очень строго! Сейчас у нас в стране люди не ценятся. Наверное, именно поэтому так много у нас рецидивистов, осуждаемых помногу раз и с завидной регулярностью выходящих на свободу. Такую практику нельзя признать действительно гуманной.
Система исполнения наказаний должна основываться, прежде всего, на трудовом воспитании. Тюрьмы и колонии не должны быть местом «отсидки». Все преступники должны работать. Осуждённые за лёгкие преступления должны находиться в промышленных или сельскохозяйственных колониях-поселениях и выполнять определённую работу по решению руководителей этих поселений. В таких колониях оплата труда заключённых будет производиться в обязательном порядке. Но из этой оплаты должны будут вычитаться средства, возмещающие ущерб гражданам или государству, нанесённый осуждёнными. Оплата питания, обмундирования  и прочих услуг и потребностей здесь будет производиться самими заключёнными из начисленной зарплаты за вычетом установленных судом компенсаций. Оставшиеся средства, если таковые будут, могут перечисляться на банковские вклады и будут выданы осуждённым при освобождении после отбытия всего срока наказания.
Отказ от выполнения определённых судом работ может быть квалифицирован как тяжкое преступление со всеми вытекающими последствиями для осуждённого.
В то же время, необходимо подумать об исключении возможности превышения своих полномочий администрациями колоний-поселений. Может быть, имеет смысл создание специальных комиссий при областных (городских) Советах. В этом плане может быть полезна и деятельность института уполномоченных по правам человека.
Осуждённые за тяжкие преступления должны направляться на вредные и тяжёлые работы в специальные закрытые зоны на весь срок отбытия наказания. Как и где создавать такие зоны должны будут решить Верховный Совет и Правительство страны. Это могут быть химические производства, работы на очистных сооружениях или на переработке бытовых и промышленных отходов.
Здесь главным станет исключение возможностей для побега заключённых. Отказ от работы без объективных причин или порча оборудования будут квалифицированы как особо тяжкие преступления.
В этих зонах денежные средства на руки заключённым выдаваться не будут. Их содержание возьмёт на себя государство. По окончании срока отбытия наказания осуждённым будет переводиться на банковский счёт сумма, оставшаяся после вычета расходов на содержание за весь период отбытия наказания и компенсаций пострадавшим, определённых судом. Важным моментом при освобождении может стать выдача направления на работу в определённые области на определённые предприятия. Отбывший срок наказания осуждённый становится полноправным гражданином и государство должно помочь ему хотя бы в плане трудоустройства.
Как уже отмечалось, за особо тяжкие преступления должен быть предусмотрен пожизненный срок заключения. Такие осуждённые должны направляться на самые опасные и тяжёлые работы. Например, на урановые рудники. Расходы на содержание таких заключённых должны быть минимально необходимыми, а любые попытки саботажа или побега должны пресекаться на месте. Никаких поблажек и послаблений для этих заключённых быть не должно. Контроль за содержанием этих заключённых должен осуществляться дистанционными методами с помощью специального оборудования, недоступного для самих заключённых.
Осуждённые за особо тяжкие преступления должны содержаться в специальных одиночных камерах предварительного заключения до момента окончания разбирательств, проводимых в кассационном порядке, и только после подтверждения обвинительного приговора Верховным судом могут быть направлены в места отбытия наказания.
Всем осуждённым, наказание которым будет отменено в кассационных инстанциях, должны быть принесены официальные извинения и выплачены компенсации за незаконное содержание под стражей. При этом сотрудники правовой системы, допустившие следственные и судебные ошибки, должны быть строго наказуемы административно и материально. Вплоть до увольнения из правовой системы и пожизненной выплаты алиментов пострадавшим гражданам.
Важное место в системе исполнения судебных решений должно отводиться службе судебных приставов. Эту службу тоже необходимо реформировать. Сейчас она чрезмерно забюрократизирована, а её управленческий аппарат слишком раздут. В законодательстве нужно будет обязательно предусмотреть ответственность работников этой службы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и за затяжку исполнения решений судов, прошедших апелляционные и кассационные инстанции.
Особая роль в правовой системе принадлежит Прокуратуре. Это орган государственного обвинения и на нём лежит очень большая ответственность за объективное рассмотрение дел обвиняемых. Необходимо будет усилить следственные комитеты при прокуратуре, привлекать к их работе наиболее квалифицированных специалистов, юристов и учёных-криминалистов, обеспечить новейшими криминалистическими технологиями и техникой. Собранная работниками следственных комитетов доказательная база должна быть безупречной как с юридической точки зрения, так и с технической.
Генеральный прокурор будет назначаться на должность решением Верховного Совета.
Министерство юстиции должно стать вершиной правовой системы государства. Его основная задача будет заключаться в контроле за деятельностью всех ветвей правовой системы и в подготовке проектов поправок в законодательство. Возможно, будет целесообразным ввести в структуру министерства юстиции высшую квалификационную коллегию судей. Сотрудниками министерства юстиции, за исключением технического персонала, должны назначаться опытные юристы, проработавшие в правовой системе не менее пятнадцати лет.

2 комментария:

  1. Анонимный06.10.2014, 10:58

    Моё мнение:
    Вопрос: какие формы собственности будут внесены в Конституцию и кому будет принадлежать земля!

    Обязательное реформирование судебных приставов и их переподчинение судам(скажем, районному, областному и т.д.). т.е. командовать приставами будет судья!
    Пётр Алексеев.

    ОтветитьУдалить
  2. У меня же написано, что Земля никому принадлежать не может! Мы можем только пользоваться земельными участками. Если будет необходимо, то можно внести в Конституцию, что решение об использовании земли принимает местный Совет. И уж никак не какие-то застройщики или инвесторы!
    Что касается службы исполнения решений суда, то наверное Вы правы. Создавать огромную бюрократическую машину не имеет смысла. В каждом суде должна быть такая служба.

    ОтветитьУдалить