Удовольствие должно быть
наградой за труд …
К. Гельвеций
Работа избавляет нас от
трёх великих зол:
скуки, порока, нужды
Вольтер
Где чтут богатство, там
презирают всё честное:
верность, порядочность,
стыд.
Саллюстий
Бездумно опровергать
мораль –
значит мало смыслить в
экономике…
Акутагава Рюноскэ
Два понятия «социальная» и «экономическая» объединены
здесь не случайно. Новая экономическая система должна быть максимально
ориентирована на обеспечение социального благоденствия всех людей. Только в
этом случае она может стать достаточно эффективной и справедливой и позволит
развиваться человеку духовно и творчески.
Для того, чтобы понять как не нужно строить систему
экономики, от каких её элементов необходимо избавиться и чем дополнить
экономическую теорию, давайте проведём упрощённый анализ существующей в мире
системы либерального рынка общества потребления.
Наступивший кризис позволяет отчётливо увидеть
«болевые» точки этой системы. Основа мировой финансовой пирамиды – биржевая
торговля. Именно на биржах создаются «виртуальные деньги», то есть деньги,
которых нет в реальности. Перепродажа одних и тех же биржевых контрактов в
течение короткого срока позволяет зачислять на банковские счета прибыль
нескольким участникам этого рынка, большинство из которых являются спекулянтами
или посредниками. В итоге эта, уже зачисленная, прибыль значительно превышает
прибавочную стоимость самого реализуемого продукта. В масштабах планеты это
ведёт к росту денежной массы, не обеспеченной товарным содержанием. Отсюда
стабильный рост инфляции и цен на товары и услуги. Валютные биржи вообще больше
похожи на игровые клубы, в которых деньги делаются непосредственно из
«воздуха». Играя на повышении и понижении курсов валют, успешные игроки так же
переводят на свои банковские счета значительные средства, которых в реальной
экономике нет и не было. А если ещё учесть огромное количество всевозможных
финансовых и биржевых аналитиков, менеджеров и брокеров, кормящихся от этой
биржевой «рулетки», то реальные потери мировой экономики от этой деятельности
можно будет удвоить.
Таким образом, спекулятивные биржевые операции являются
первым серьёзным дестабилизирующим экономику фактором.
Вторым,
дестабилизирующим экономику, фактором является кредитование неуклонно
растущего, пропагандируемого финансовыми кругами, потребительского спроса.
Отсутствие трезвого расчёта и моральных устоев заставляет человека приобретать
всё большее количество товаров и услуг, заработать на которые он не в
состоянии. Нередко даже за всю свою жизнь. Таким образом, накапливаются
«отложенные» долги невозвратных кредитов. Здесь лишний раз стоит вспомнить
слова наших предков, что жить нужно по средствам! В результате этой бездумной
политики кредитования растёт число банкротов, как среди заёмщиков, так и среди
финансово-кредитных учреждений. Именно последние и начали рушиться первыми в
этой мировой финансовой пирамиде.
Третий фактор
дестабилизации экономики, это лавинообразный рост непроизводительных затрат
человечества в целом.
Если бы мы сумели получить достоверные данные о
затратах на современный профессиональный спорт, многие бы испытали настоящий
шок. Попытка построить на спортивных состязаниях прибыльный бизнес обернулась
колоссальными финансовыми потерями мировой экономики. Это и огромные, ничем не
объяснимые, зарплаты большинства профессиональных спортсменов. Это и огромные
затраты на обслуживающие спорт инфраструктуры, включая зарплаты тренеров,
массажистов, судейского корпуса, огромные страховки, поддержание различных
федераций и прочие. Это и создание специальных медико-биологических институтов,
работающих над производством и совершенствованием специальных препаратов,
позволяющих многократное кратковременное увеличение физических способностей
атлетов. Иначе говоря, разработка новых допинговых препаратов. Соответственно,
создание антидопинговых комиссий и лабораторий и их содержание.
Кстати, доходы от посещения стадионов и трасс
соревнований болельщиками покрывают всего
10 - 20 процентов всех «спортивных» затрат.
Не менее ошеломляющие цифры мы можем получить, если
поинтересуемся такими областями современной жизни как шоу-бизнес и фэшн (или
модельный) бизнес. И здесь колоссальные средства вкладываются в «раскрутку»
различных музыкальных групп, топ-моделей, брэндов, дизайнеров. И здесь немалые
средства расходуются на окружающую инфраструктуру. Кроме того, эти два вида
бизнеса, похоже, являются основными «прачечными», в которых отмываются деньги
наркокартелей. Правоохранительными
органами почти всех стран отмечается значительное увеличение продаж и
потребления наркотиков именно во время гастролей различных музыкальных групп
шоу-бизнеса и во время проведения недель моды.
Достоверно оценить все эти непроизводительные затраты
не представляется возможным поскольку и в спорте, и в шоу-бизнесе, и в
модельном бизнесе нередко используются «серые» финансовые схемы. Однако
приблизительная оценка может быть сделана. Каждый год человечество вкладывает в
эти «чёрные» дыры экономики от 12 до 18 триллионов долларов! Эти суммы
сопоставимы или, даже, превышают годовой ВВП самой мощной экономики мира – США.
При этом реальной экономической отдачи эти отрасли не
приносят, а морально-этический эффект от
них и вовсе отрицательный.
Четвёртый
фактор дестабилизации – отвязка национальных валют от их реальной стоимости.
Вряд ли сейчас даже самые выдающиеся экономисты мира в состоянии рассчитать
реальную стоимость доллара или рубля. Думается, в том же долларе политическая
составляющая его цены значительно больше экономической. Отказ от золотого
обеспечения валют породил хаос в их системе, выдвинув на первый план именно
политические и военные активы, взамен экономических. А ведь до этого момента
примерно на протяжении 250 лет человечество не знало сбоев в финансовой системе
и практически не ведало, что такое инфляция!
Есть ещё один значительный фактор дестабилизации
экономики, потери от которого могут быть сопоставимы с потерями от всех
предыдущих факторов. Это чиновничество. Количество чиновников всех уровней
растёт в мире с завидной стабильностью. Так, в России сейчас количество
чиновников почти в два раза превышает число чиновников во всём бывшем СССР.
Почти то же самое происходит и в других странах, и в международных
организациях. А ведь чиновничество это не только огромный фонд заработной
платы. Это и масштабная коррупция, подрывающая экономику не меньше военных
действий, и сращивание с организованной преступностью в целях получения
дополнительных материальных благ в обход законов, что вполне можно признать
сознательным моральным разложением общества, и ужасный тормоз на пути развития
науки, промышленности и сельского хозяйства.
Думаю, для приблизительного анализа вполне достаточно.
Опытные экономисты смогут мои рассуждения развить и поправить при разработке
новой экономической теории. А теория такая необходима, если мы собираемся жить
дальше.
Не обладая академическими экономическими знаниями, я не
смогу очертить все нюансы новой теории. Постараюсь конспективно осветить
основные моменты, которые, на мой взгляд, должны присутствовать в этой теории
обязательно.
Предлагаю вспомнить, что прибавочная стоимость
образуется в процессе производства товаров. И что деньги являются всего
лишь эквивалентом стоимости в товарообменных операциях и сами по себе
никакой прибавочной стоимости образовывать не могут.
Это очень важные моменты, которые помогают понять суть
современных кризисов капитализма и наметить правильные решения для нормального
интенсивного развития человеческого общества.
Итак, первым и очень важным шагом в новой теории
должен стать отказ от бирж и биржевой торговли. Все спекулятивные
сделки должны быть строжайшим образом запрещены. В мире не станет соросов и
баффетов. Однако вряд ли планета будет сожалеть о таких «потерях».
Цены на товары и услуги должны формироваться с учётом
их реальной себестоимости, определяться в ходе переговоров сообществ
производителей и потребителей и устанавливаться на достаточно продолжительный
срок. Допустим, на один год. По-моему, примеры таких договоров в мировой
истории уже встречались. Что касается России, то это совершенно точно было. Это
обеспечивало экономике дополнительную стабильность и уверенность.
Вторым важным
шагом должно стать создание эталона стоимости. По типу эталонов мер и
весов. Возможно, это будет сплав золота, платины и серебра определённого веса и
размера (небольшой слиток). К этому эталону должны быть привязаны все валюты,
используемые в мире как платёжные инструменты. Допустим, эталон наименуют Экю
и он будет стоить 10 евро, или 20 рублей, или 30 юаней, или 60 долларов.
Печатать и чеканить Экю не нужно, но все международные расчёты должны
производиться только в нём. Технически это совсем несложно.
Ежегодно нужно будет производить корректировку курсов
валют по отношению к эталону. Очередное соотношение определяется так же на
продолжительный срок. На тот же год, к примеру.
Здесь самым «неприятным» и спорным моментом станет сам
принцип расчёта стоимости национальных валют. Может быть предложено несколько
вариантов таких расчётов. Мне думается, что необходимо учесть запасы алмазов,
золота, платины и серебра в государственной казне, совокупный валовый продукт
государства за отчётный год, запасы полезных ископаемых, необходимых
человечеству и объём денежной массы в стране. Это в первом приближении.
Такая система определения стоимости национальных валют
будет гораздо более достоверна и объективна, нежели спекулятивные биржевые
котировки ничем не обеспеченных бумаг.
Есть более интересные и перспективные предложения?
Давайте обсудим с экономистами!
Третьим шагом
должно стать изменение роли банков в экономике и реформирование всей
банковской системы. Банки не должны играть главенствующую роль в экономике.
Лидеры экономики это научно-производственные и производственные предприятия.
Именно они разрабатывают и производят новые товары, следовательно, создают
прибавочную стоимость. Банки должны занять подобающее им место финансового
обслуживания предприятий. Первой задачей банков будет хранение и передача
денежных средств между контрагентами, участвующими в производственных
отношениях. Второй задачей банков станет кредитование предприятий. Причём, не
любых предприятий, а только тех, которые развивают научные исследования и
производства на благо человечества. Кредиты должны выдаваться под небольшие
проценты и на достаточный для их освоения срок. И только после скрупулёзного
анализа представляемых предприятиями планов развития или модернизации. Третьей
задачей банков станет хранение денежных средств граждан. Естественно, ни о
каких огромных процентах по частным вкладам в новой системе речи быть не может.
Доходы банков будут формироваться только за счёт получения процентов по
выданным кредитам и оплаты их услуг предприятиями. Тем не менее, в стабильной
экономической системе этого будет более чем достаточно, чтобы обеспечить вполне
достойные условия жизни и работы людей.
Никаких частных банков в новой системе быть не должно.
Все банки будут народными с обязательным государственным управлением.
Количество банков нужно будет сократить до необходимого экономике уровня.
Небольшие самостоятельные банки могут стать филиалами народных банков.
Координировать и контролировать работу народных банков будет Центральный банк
государства.
Конечно, большинству банкиров это не понравится. Но нас
их недовольство не должно волновать. Уйдут те, кто привык получать (не
зарабатывать!) миллионы в месяц. На их место придут другие люди - компетентные, порядочные и морально
устойчивые. Как говорится, «свято место пусто не бывает»!
Центральный банк по-прежнему будет выполнять функции
финансового регулятора и эмиссионного центра. Возможно и государственного
казначейства.
Четвёртым
шагом будет создание новой налоговой системы. Существующая налоговая
система, на мой взгляд, достаточно сложна и неэффективна. Она никак не
способствует развитию инициативы предприятий и желанию людей работать честно. А
сами налоговые органы создают массу ненужных проблем всем гражданам. Необходимо
минимизировать количество налогов. Нужно уйти от плоских шкал налогообложения.
Необходимо снизить количество отчётной документации и увеличить интервалы её
подачи в налоговые органы, нужно изменить и упростить систему бухгалтерского
учёта. Оптимизировать систему статистической отчётности. Финансовая и
статистическая отчётность всех предприятий-монополистов должна стать открытой
для любого человека. В то же время необходимо ужесточить ответственность за
нарушение налогового законодательства. Все аудиторы должны стать
государственными служащими. Ответственность за объективный контроль предприятий
должна быть чётко и однозначно прописана в законодательстве.
Считаю необходимым ввести понятие предельного уровня
рентабельности для различных групп предприятий. Освободить предприятия, не
превышающие установленные нормы рентабельности, от налога (или от его части) на
прибыль, если он будет. Не секрет, что сейчас есть производители и продавцы,
закладывающие для себя прибыли в размерах до тысячи процентов! Такие
предприятия должны облагаться повышенными налогами и обязательно штрафоваться.
Согласитесь, нам с вами совершенно необязательно оплачивать покупку седьмой
автомашины или третьей яхты каким-нибудь «сверхумным» владельцем или
руководителем фирмы.
Нужно подумать и о распределении налоговых поступлений
между территориями и центром. Территории должны иметь все возможности для
своего развития.
Особые условия налогообложения должны быть разработаны
для сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих продовольственную
безопасность страны.
Пятым и очень
важным шагом станет определение понятия собственности. Это вообще
достаточно больной вопрос, который «мучает» человечество уже не первую тысячу
лет. Пока ни феодальная, ни частная капиталистическая, ни государственная формы
собственности на землю и её недра не доказали своей эффективности и
бескорыстности. Между тем, Земля – это наша Мать Природа, которая позволяет нам
пользоваться своими богатствами в надежде на нашу благодарность. А мы её
«отблагодарили» огромными мусорными свалками, хищническими вырубками уникальной
растительности, катастрофическим загрязнением окружающих нас воздушной и водной
сред, бездумной и неконтролируемой эксплуатацией её недр. Это наш позор и смыть
его сможем только мы сами!
Думаю, что сама земля, её водные и минеральные ресурсы,
её природные запасы не могут быть ничьей частной собственностью. Какие же мы
дети, если готовы продать собственную мать ради эфемерной сиюминутной выгоды?!
Планета это понимает и, если мы не обуздаем свою алчность и бездуховность, она
избавится от нас. Количество и разрушительность природных катастроф будут
нарастать до тех пор, пока человечество не исчезнет с лица Земли.
Но разве этого достойны люди мыслящие?! Разве этого мы
хотим для своих близких потомков?!
Не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим ей! Вот, исходя из этого постулата, и давайте определяться
с понятиями собственности.
Итак, земля, её ресурсы и её недра не могут быть ни в
чьей собственности. Но платить за их использование мы должны. Платить, в первую
очередь, заботой о земле. Платить бережным и разумным отношением к ресурсам.
Платить очистными сооружениями и мерами по рекультивации и восстановлению этих
ресурсов. Платить созданием экологически чистых технологий производства.
Права собственности на землю и все её ресурсы не должно
быть в принципе. Мы сами – часть планеты, а часть, как известно, не может быть
выше целого!
Земля должна передаваться во временное пользование и за
это пользование будет взиматься соответствующий налог. При этом пользователь
будет обязан обеспечивать все необходимые меры, исключающие загрязнения
окружающей среды. Средства, поступающие от сборов этого налога, будут
направляться на восстановление разрушенной природы и создание экологически чистых
технологий.
Размеры налоговых сборов будут разными для различных
типов предприятий. Но они обязательно должны учитывать степень опасности
конкретных производств для природы.
Аналогичные налоги должны быть введены и для
пользователей водными ресурсами.
Сроки, на которые ресурсы планеты будут переданы в
пользование, могут варьироваться в зависимости от типа предприятий и их
необходимости для развития страны. Так, представляется, что для
сельскохозяйственных производств этот срок должен быть не менее десяти лет.
При этом у органов государственного управления должно
быть право на досрочное прекращение разрешения пользования землёй тем или иным
предприятием, грубо нарушающим природоохранное законодательство или
использующим предоставленные участки не целевым образом.
Всё, что построено на земле и в земле, условно разделим
на три вида собственности: личная, частная и коллективно-долевая.
Личной собственностью будет считаться любое движимое и
недвижимое имущество, которое человек приобрёл на свои личные средства и
использует исключительно для удовлетворения своих личных или семейных
потребностей. Необходимо учесть, что личная собственность в современном
обществе может быть как индивидуальной, так и коллективной. Личная
собственность граждан налогами не облагается, за исключением транспортных
средств и домашних животных.
Использование личной собственности для систематического
получения дополнительной прибыли должно оформляться переводом личной
собственности в частную с соответствующим наложением обязанностей по уплате
налогов и сборов.
Частной собственностью будут считаться средства
производства, здания и сооружения, приобретённые на личные средства одного или
группы граждан, позволяющие получать прибыль от их использования. Этот вид
собственности так же может быть индивидуальным или коллективным.
Частная собственность будет допустима только для
предприятий малого и среднего бизнеса. В основном это различные сферы услуг,
творческие мастерские, вспомогательные производства и небольшие
сельскохозяйственные предприятия. Независимо от размера, категорически не
допускается частная собственность на предприятиях, обеспечивающих безопасность
и независимость страны.
Коллективно-долевая собственность характеризуется
совместной собственностью государства и трудовых коллективов на средства
производства. Такая форма собственности будет обязательна для всех крупных и
стратегических предприятий. Начиная с геологоразведочных и добывающих
предприятий и заканчивая предприятиями, эксплуатирующими транспортные и
энергетические ресурсы. Все эти предприятия необходимо перевести в разряд
закрытых акционерных обществ (ЗАО), в которых половина акций будет принадлежать
государству, а другая половина – трудовому коллективу. Таким образом, за
рациональное и бережное использование собственности предприятий будут отвечать
и государство и сами трудящиеся.
Думаю, можно допустить передачу части государственной
доли собственности иностранным партнёрам. Но только в том случае, если такие
партнёры предлагают к реализации новейшие разработки в области технологий и
производства товаров. Но и в этом случае доля иностранного участия не должна
превышать двадцати пяти процентов.
Этот же принцип может быть применён для крупных
коллективных сельскохозяйственных производств или фермерских объединений.
Здания и сооружения предприятий непроизводственного
назначения (учреждения культуры, образования, медицины, спортивные площадки,
рынки и прочие) и предназначенные для сдачи помещений в аренду частным
предприятиям и фирмам, должны находиться в совместной собственности государства
и муниципальных образований, на территории которых они расположены. Возможно,
здесь соотношение долей собственности можно будет изменить в пользу
муниципальных образований.
Особая ситуация может сложиться в секторе
многоквартирных жилых домов. Наиболее приемлемым здесь представляется
коллективная личная собственность жильцов с участием муниципального
образования. Вопрос этот в нашей стране пока никак не проработан и
законодательно не оформлен. Отсюда участившиеся случаи вопиющих нарушений прав
граждан на проживание в своих домах и в решении вопросов развития территорий.
Шестым шагом
экономической части программы станет система планирования. Уже всем
давно понятно, что неконтролируемый «свободный рынок» не в состоянии обеспечить
нормального развития стран и производств. Он способствует только возрастанию
роли и диктату транснациональных финансово-промышленных олигархий.
Планирование, это основа рационального развития. И оно применяется достаточно
широко в развитых странах в отдельных отраслях промышленности. Придётся и нам
возрождать стратегическое государственное планирование. Иначе, будем жить в
хаосе недо- или перепроизводства товаров и услуг, постоянно переживая
учащающиеся и углубляющиеся экономические кризисы. Правда, советскую систему
Госплана перенимать не стоит. Нужно разработать новую систему планирования,
которая охватывает весь спектр развития и жизнедеятельности страны. И начинать
планирование стоит снизу. От предприятий к отраслям, от муниципальных районов к
областям и краям, а уже от них к сведению всех потребностей и возможностей на
уровне государства. При этом на каждом этапе планирования необходимо добиваться
соответствия потребностей и возможностей. Тогда планы будут вполне реальными и
даже форс-мажорные обстоятельства не смогут их заметно нарушить.
Стыковка планов различных отраслей хозяйства будет
осуществляться в едином центре, который многие из нас помнят под названием
Госплана. Хотя функции у этого нового Госплана будут несколько иные, чем у
прежнего. Он уже не будет диктовать предприятиям, сколько и какой продукции им
нужно произвести. Это будет скорее аналитический центр, с помощью которого мы
будем знать, сколько и чего нам нужно и сколько этого чего мы получим в
реальности. На основании объединённых сводок мы сможем получить достоверные
рекомендации для всех направлений деятельности. Включая и научные исследования,
и внешнеэкономическую деятельность. На основании этих сводок будет
рассчитываться государственный бюджет и бюджеты территорий. Если система
планирования будет работать чётко и объективно, то руководству страны уже не
придётся гадать на кофейной гуще при определении размеров расходной части
бюджета.
Важным моментом в планировании станет определение
истинных потребностей общества в той или иной продукции. Мы должны понять,
сколько нефти, газа и угля нам нужно добыть. Мы должны определить, сколько
металла нам нужно выплавить. Решить, сколько и какого качества нам нужно
выпустить автомобилей, тракторов и других транспортных средств. Мы должны точно
знать, сколько ракет, самолётов, танков и кораблей потребуется для отражения
возможной агрессии со стороны других государств или военных блоков. Ну и,
естественно, сколько и каких продуктов питания нужно произвести для наших
граждан. А уже потом определяться с экспортом своей продукции в другие страны.
Не помешает и создание хранилищ полезных ископаемых для
будущих поколений.
Необходимо помнить и о перспективном планировании в
культурно-воспитательной и научно-производственной деятельности государства.
Соответственно, планы будут краткосрочными (на год),
среднесрочными (в отраслях с длительным технологическим циклом) и долгосрочными (перспективными).
Такое планирование позволит стране и её гражданам жить
в спокойной, стабильной обстановке, с уверенностью в будущем, а значит, заметно
повысит производительность и качество труда и снизит социальное и
психологическое напряжение в обществе. Мы начнём, наконец-то, помогать друг
другу жить достойно.
Седьмым шагом
в разработке новой системы должны стать принципы социальной
справедливости при определении вклада каждого человека в благосостояние
страны. Без этого элемента наша система будет менее эффективной и более
ущербной. Что собственно мы сейчас и наблюдаем. Возможно, у многих читателей
волосы встанут дыбом, когда они узнают, какие доходы имеют наши банкиры и
монополисты. Но думаю, некоторые уже догадываются об этом. Тем не менее, считаю
своим долгом привести здесь некоторые примеры для наглядности.
Сейчас не проблема получить доступ к банкам вакансий и
штатным расписаниям многих крупных компаний. Первое совсем просто. Особенно для
тех, кто сейчас ищет новую работу в столицах. Давайте посмотрим, что сегодня
ждёт соискателя должности среднего звена управления (менеджеры, начальники
отделов, их заместители и прочие бумажные клерки для работы в офисах компаний)
на таких предприятиях и фирмах.
Коммерческий банк производит набор менеджеров среднего
звена – зарплата от 550 тыс. руб. в месяц до 750 тыс. руб. в месяц. Заместитель
управляющего банком – зарплата от 890 тыс. руб. в месяц (в зависимости от
положения банка на рынке соответствующих услуг). Это не считая дополнительных
«бонусов» в виде дотаций на питание, на транспортные расходы, на специальное
медицинское обслуживание, на «достойный» отдых и годовых премиальных выплат.
Это в банках, которые ничего не производят, а только потребляют.
В «Газпроме»
менеджеры и специалисты среднего звена имеют зарплаты от 600 тыс. руб. в
месяц до 800 тыс. руб. в месяц. О доходах руководства ничего не знаю, но вряд
ли они меньше! Плюс все те же привилегии и бонусы, которые характерны для
банковской сферы.
Примерно такое же положение с зарплатами в крупных
нефтяных компаниях вроде «Лукойла», «ТНК» или «Сибнефти». И такие же
дополнительные поощрения и привилегии.
Теперь заметьте, эти гигантские зарплаты (так и хочется
сказать ЗРЯплаты) получают работники офисов указанных компаний (а в банках
кроме офисов и вообще-то ничего нет).
Интересно, за какие такие заслуги перед отечеством
государство разрешает платить такие деньги, в общем-то, совершенно
неответственным работникам? Может в офисах банков денно и нощно добывают и
выплавляют золото и платину и отвозят слитки в государственную казну? Может
сотрудники «Газпрома» в офисах бурят скважины и качают ручными насосами газ на
экспорт? А может, сотрудники нефтяных офисов в поте лица лопатами проталкивают
нефть в трубопроводы? Просто мы этого не знаем?
На деле, работники этих структур приходят в офис, пьют
кофе, обсуждают по мобильникам с друзьями перипетии вчерашнего похода в ночной
клуб, переписываются с сослуживцами по Скайпу или Аське, играют в компьютерные
игры и носят по этажам массу ненужных бумажек. Не все, но многие.
Недавно в инете наткнулся на информацию, что двадцати
трём «топ-менеджерам» «Газпрома» предлагается выписать бонусы за 2008 год в
размере 40 миллионов рублей каждому.
Между тем, начальник цеха на оборонном
машиностроительном заводе имеет оклад 25 – 30 тыс. руб. в месяц. Примерно такие
же зарплаты на предприятиях, выпускающих технику для нефтегазовой
промышленности. А в какой-то российской области уже третий год не могут найти
120 тыс. руб., чтобы подремонтировать сельскую школу. А ещё где-то нет 150 тыс.
руб. в бюджете, чтобы привести в порядок дом для одиноких престарелых
ветеранов. А ещё где-то на необъятных просторах нашей страны нет денег, чтобы
доплатить многодетной семье, еле-еле сводящей концы с концами. А ещё у нас нет
средств, чтобы закупить для своей армии новое вооружение. Нет денег и на жильё
для военнослужащих, отдавших лучшие годы жизни служению Родине и проведших их в
лесах, болотах и пустынях. Нет денег на приюты для брошенных детей. Нет денег
на приличное медицинское обслуживание. Нет средств на пенсии людям, которые
построили во времена СССР всё то, что ещё работает сейчас и приносит
баснословные прибыли новым «эффективным менеджерам».
Действующая социальная система не только привела ко всё
возрастающей социальной напряжённости, но и к тому, что люди перестают хорошо и
честно работать. Падают качество продукции и производительность труда. К чему
приводят такие ситуации, история уже неоднократно демонстрировала – разруха,
хаос, гражданская война.
Чтобы этого не происходило, необходимо привести социальную
составляющую экономики в нормальное состояние, обеспечивающее справедливое
распределение ВНП. Давайте подумаем, как это лучше сделать.
Мне представляется, что нужно вернуться к единому
тарифно-квалификационному справочнику должностей и профессий, усовершенствовав
и исключив из него дополнительные привилегии по спискам №1 и №2. Каждой
должности, каждому разряду любой профессии будет соответствовать определённая
вилка размеров заработной платы. И действовать эти тарифы будут для всех
отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Тогда не получится
что, выполняя практически одинаковую работу, секретарь директора завода получит
12 тыс. руб. в месяц, а секретарь управляющего банком 300 тыс. руб. в месяц.
Вилки должностных окладов и тарифов нужны для того, чтобы можно было выделить
наиболее талантливых, грамотных и работоспособных сотрудников.
Представляется необходимым установить минимальный
уровень оплаты труда в размере, обеспечивающем нормальное существование
человека. Каждый человек должен быть в состоянии оплачивать
жилищно-коммунальные услуги, транспортные расходы, расходы на полноценное
питание и на приличную одежду, расходы на медицинское обслуживание, расходы на
посещение театров, выставок, музеев, кинотеатров, стадионов и расходы на
получение информации.
Так же имеет смысл установить предельный уровень
максимальных зарплат. Думается, пятикратное превышение максимума над минимумом
было бы вполне достаточным.
Исключение можно сделать для членов Верховного совета
государства и председателя правительства. Но это уже частности, которые можно
определить в рабочем порядке.
Необходимо так же определить приоритеты. Более высокие
значения зарплат должны быть в сферах материального и научного производства, в
сфере духовного воспитания и образования. Более низкие уровни зарплат должны
быть в сферах, обслуживающих основные, в том числе и у чиновничества.
Особое внимание следует уделить пенсионной реформе. Ту
систему, которая сейчас действует в нашей стране, иначе, как позором не
назовёшь. Она очень сложна, запутанна и совершенно не отвечает потребностям
людей, отдавших свои способности и силы Родине. Подавляющее большинство наших
пенсионеров получают нищенские пенсии, на которые и недели не прожить. В
сельских районах России немало пенсионеров, получающих 1200 руб. в месяц! Есть
у нас небольшая группа пенсионеров, которые обеспечены более чем достаточно,
имеют бесплатное медицинское обслуживание, бесплатные путёвки в санатории и
другие дополнительные льготы. Но это только бывшие работники властных структур
СССР – высокопоставленные министерские чиновники, члены ЦК КПСС и армейский
генералитет. Ни шахтёры, ни нефтяники, ни рабочие заводов, ни пилоты
гражданской авиации, ни инженеры, ни преподаватели о таком и мечтать не могут.
Они оказались людьми «второго сорта». Хотя и создали все те богатства, которые
успешно расхищаются современной «элитой»!
Думаю, систему пенсионного обеспечения необходимо
изменить коренным образом.
Прежде всего, нужно отметить, что практически у всех
пенсионеров жизненные потребности различаются очень мало. Поэтому ситуация,
когда один пенсионер получает тысячу руб., а другой сто тысяч руб.,
представляется абсолютно ненормальной.
Следует оставить два вида пенсий – трудовую, для тех,
кто работал и социальную, для тех, кто трудового стажа не имеет. И никаких
персональных. Мы все делаем одно общее дело! Размер социальной пенсии
установить на уровне прожиточного минимума, а размер трудовой пенсии должен
определяться стажем работы и средней заработной платой человека за всё время его
работы. Продолжительность стажа, дающая право на трудовую пенсию, должна быть
не менее 15-20 лет, а не пять, как сейчас, только для того, чтобы обеспечить
безбедную жизнь депутатам.
Все граждане должны иметь право открывать пенсионные
вклады. Но пользоваться средствами этих вкладов люди получат право только по
достижении пенсионного возраста и выхода на пенсию. Исключение можно сделать
для случаев возникновения тяжёлых семейных ситуаций (смерть близких
родственников, утеря личного имущества в результате природных катаклизмов или
чрезвычайных происшествий). И всё это должно быть прописано в пенсионном
законодательстве.
Как видите, системные изменения будут довольно
серьёзными. Не все смогут быстро перестроиться. Возможно, в правящих кругах
некоторых стран вообще возникнет агрессивная реакция отторжения подобной
системы. Легче других переход на новые социально-экономические рельсы удастся в
России и других славянских государствах, в Казахстане, Китае, Индии, а так же,
возможно, во Франции, Германии и Скандинавии.
Большинство этих стран прошли путь
командно-административной экономики, уже «наелись» либеральной экономикой и
сделать свою жизнь лучше захотят с удовольствием. Мы уже знаем то, чего не
знает Запад, мы уже в состоянии осмыслить опыт, которого не было в большинстве
стран Запада, следовательно, мы можем быстрее и безболезненнее перейти на новый
путь.
Иначе говоря, Россия, Беларусь, Казахстан и Украина
могут стать тем «локомотивом», который вытащит человечество из болота
либеральной капиталистической экономики.
Конечно, имущественное расслоение в обществе останется
в силу объективных причин развития человека. Но оно не должно носить такой
катастрофический и уродливый характер, который мы наблюдаем в современном мире.
Моё мнение: Частная собственность может принадлежать только мелкому бизнесу. Мелкие кафе, магазинчики, салоны, парикмахерские, адвокатура, нотариальные конторы, стоматология, семейные врачи, репетиторы, переводчики, крестьянские хозяйства и т . д. Уйма примеров,где может приложить свои силы предприниматель без найма рабочей силы со стороны! Это исключит возможность эксплуатации человека,человеком! Хорошо зарекомендовали себя артели, коллективные собственники. У них огромное поле деятельности в лёгкой промышленности, сельском хозяйстве. В артели могут объединяться старатели, охотники, оленеводы , крестьяне и т. д. Все остальные стратегические отрасли должны принадлежать государству на паях с их коллективами. Предприятия будут называться государственными и будут иметь 52% акций - народ 48%. Обязательное плановое ведение всех отраслей хозяйства, в том числе и частных. Смело внедрять народный контроль, на всех предприятиях. В социальной политике хорош опыт СССР.
ОтветитьУдалитьПётр Алексеев.
Да, примерно о том же думал и я. Но и здесь есть нюансы. К примеру, хороший закройщик должен работать со своей швеёй. И не обязательно это будет его жена. Но все такие мелочи решить не составит труда. Всё дело в принципе! А принцип - отрицание капитализма, как такового!
УдалитьДля запуска реальной экономики необходимы реальные проекты. Можно вспомнить проект переброски Северных рек. Уменя есть новый вариант, приглашаю посмотреть : http://maxpark.com/community/1190/content/3129589
ОтветитьУдалитьРеальные проекты должны быть запланированы Верховным Советом после тщательных размышлений и консультаций со специалистами. И эти проекты не должны быть какими-то исключительными. Вроде поворота рек. Это должны быть долгосрочные проекты, направленные на гармонизацию жизни в государстве.
УдалитьА Вы не оценивали необходимое время и человеческие ресурсы для осуществления этой программы! А то это только делания, а желаниями как известно весь ад вымощен!
ОтветитьУдалитьНет, не оценивал. Одному такую программу всю не оценить. К тому же, она требует некоторой доработки. но если привести финансовую систему в порядок, то средства легко найдутся.
ОтветитьУдалитьЧто касается человеческих ресурсов, то пока можно ориентироваться на Советы в их виде времён СССР. Но опять же, обсуждение покажет, как лучше.