СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ


Важнейшее из человеческих усилий – стремление к
 нравственности. От него зависят наша внутренняя
устойчивость и само наше существование. Только
нравственность в наших поступках придаёт красоту
и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и
помочь ясно осознать её значение – главная задача образования.
А. Эйнштейн

Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности,
тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель

В соответствие с идеологией должна строиться система воспитания и образования человека. Моральные и этические принципы должны закладываться в сознание человека ещё в младенчестве. В семье, в детских дошкольных учреждениях и в школах. Для этого необходимо разработать методики и рекомендации для родителей и педагогов. Дети должны понимать, что только взаимоуважение, взаимопомощь и честность позволят им и окружающим жить достойно и счастливо. И это должны быть не просто абстрактные теоретические постулаты, заучиваемые наизусть, но и реальные дела. Примеры такого воспитания мы можем найти и в нашей современной истории, и в далёкой древности. Те же «тимуровцы», пионеры и детдомовцы 50-х и 60-х годов. Такую практику можно и нужно расширить и усовершенствовать.
Нужно самым внимательным образом проанализировать современные детские и юношеские печатные издания, теле- и радиопередачи, организацию досуга молодёжи. Дети должны воспитываться на добрых сказках и историях, на подлинном культурном и духовном наследии человечества, а не на их суррогатах и извращениях. Нужно усилить пропаганду добрых дел и ответственных поступков. В печати, на телевидении, на радио, в библиотеках и кинотеатрах нужно исключить произведения, разрушающие психику ребёнка и пропагандирующие жестокость и насилие. Те же требования должны предъявляться к интернету и компьютерным программам. Надо законодательно запретить разработку и распространение жестоких и кровавых детских игр и материалов, унижающих человеческое достоинство «правом сильного».  Детские игры и программы должны стать развивающими и познавательными. В этом случае они станут ещё и подспорьем детям в обучении.
Необходимо предусмотреть уголовную ответственность родителей, воспитателей и педагогов за преднамеренное извращённое воспитание детей. Хотим мы того или не хотим, в нашей стране ещё долго будут существовать детские дома и интернаты. Значит нужно сделать всё возможное, чтобы дети, оказавшиеся там не были обделены ничем и, прежде всего, лаской и любовью окружающих. Люди, пытающиеся извлечь личную выгоду из несчастья детей, должны строжайшим образом наказываться, вплоть до уголовного преследования. Нужно всячески приветствовать усыновление и удочерение одиноких детей и помогать морально и материально родителям, решившимся на такой ответственный шаг. В этой связи придётся значительно пересмотреть права и ответственность органов опеки и попечительства. Необходимо значительно поднять уровень детской медицинской психиатрии и психологии. Дети с психическими и генетическими отклонениями от нормы должны содержаться в специальных санаториях-клиниках до полного выздоровления.
Внимательнейшим образом должна быть проанализирована система детского здравоохранения, после чего необходимо принять решения, направленные на совершенствование этой системы и повышение ответственности медперсонала за жизнь и здоровье малышей.
Не менее важным элементом в воспитании детей должны быть игрушки. Их привлекательность, полезность, качество и безопасность должны соответствовать самым высоким критериям и контролироваться специальными комиссиями при соответствующих Советах.
Немаловажное значение будет иметь и развитие творческих способностей молодёжи. В СССР были Дома и Дворцы пионеров, в которых действовало множество творческих кружков и спортивных секций. Этот, безусловно, положительный опыт нужно перенять. Нужно создавать детские Дома творчества, освободив их от излишней политизации. Можно организовывать творческие кружки и секции в школах и средне-специальных учебных заведениях. Специальные программы тестирования помогут определить основные направления для развития природных способностей детей.
Правильное и здоровое воспитание, качественное медицинское сопровождение детства и юношества, это гарантия будущего человечества и его успешного развития.
Огромное значение для страны и её будущего имеет образование молодых поколений. То, что происходит у нас в стране сейчас иначе, как катастрофой образования не назовёшь. Многие современные школьники не знают элементарных вещей. Не знают истории своей страны, отвратительно владеют родным языком, не умеют производить элементарные расчёты в уме, путаются в географических понятиях, не знают основ астрономии. Совсем недавно в одной из московских школ был проведён опрос среди школьников третьих –  шестых классов перед днём Космонавтики. Результаты опроса повергают в шок. Ни один (!) из опрошенных не смог сказать, кто такой Юрий Гагарин. Мне лично приходилось слышать, что Кутузов взял в плен Гитлера, что Суворов то ли футболист, то ли певец, что Менделеев построил Эйфелеву башню. Дети не знают, где находятся Смоленск, Воронеж и Екатеринбург. Зато знают все штаты США и разбираются в марках пива! Это ли не позор нашей современной системы образования?!
Школьные программы составлены таким образом, что дети заметно перегружены и находятся в состоянии постоянного стресса. Отсутствие хорошего воспитания в семье приводит к регулярным конфликтным ситуациям с педагогами в школе. Нервничают педагоги и родители, дети теряют интерес к знаниям, отказываются посещать школу.
Не намного лучше положение и со средним специальным образованием, и с высшим образованием. Только давно известные ВУЗ`ы ещё как-то стараются держать уровень образования. Но в результате «перестройки» появилось огромное количество платных образовательных учреждений, которые выпускают кого угодно, но не специалистов. Приходят устраиваться на работу молодые люди с красивыми дипломами, большими амбициями и с нулевыми знаниями по специальности.
Лично я квалифицировал бы деятельность министерства образования РФ как сознательное разрушение будущего страны. Со всеми вытекающими для сотрудников министерства последствиями.
Итак, что же нужно сделать в сфере образования, чтобы исправить положение?
Прежде всего, давайте скажем, что в России уже давно сложилась очень хорошая система образования. В СССР среднее образование было обязательным и бесплатным. Дети получали хорошую всестороннюю подготовку, позволявшую либо продолжить образование, либо пойти работать на престижные предприятия. Уровень развития детей в СССР был одним из самых высоких в мире, а система среднего образования признавалась лучшей на тот момент. Специалисты, окончившие наши ведущие ВУЗ`ы, высоко котировались во всех странах мира. Это было. Это положение нужно и можно восстановить.
Нужно восстановить принцип обязательного бесплатного среднего образования для всех детей страны. Нужно восстановить систему среднего профессионального образования, которое должно готовить квалифицированных рабочих и техников для наших фабрик и заводов.
Бесплатное среднее образование дети будут получать в общеобразовательных школах в течение десяти, как в СССР, или двенадцати лет, как принято во Франции, где обучение начинается в шесть и заканчивается в восемнадцать лет.
Можно рассмотреть вопрос о создании платных специализированных школ для одарённых детей. Таких, как музыкальные, математические, физические, лингвистические и других. Однако курс начального образования, допустим до третьего – четвёртого класса, все дети должны пройти в общеобразовательной школе. В этом случае занятия в специализированных школах будут начинаться с четвёртого или пятого классов. Оплата за обучение в специализированных школах должна быть необременительной для любой семьи.
Применительно к общеобразовательным школам, необходимо полностью переработать программы занятий и перечень изучаемых предметов. Нет необходимости изучать в школе основы математического анализа, интегрального и дифференциального исчислений. Нет необходимости изучать с первого класса иностранные языки, когда дети ещё и своего толком не знают. Скорее всего, не нужен специальный курс информатики. Ведь далеко не все дети станут программистами или разработчиками электронной техники. А научить ребёнка общаться с компьютером можно в течение двух – трёх занятий. Ведь одно из главных умений в работе хорошего преподавателя, это научить детей искать и использовать информацию. И не только в интернете.
В перечень изучаемых предметов обязательно должны входить русский язык и литература, а в местностях компактного проживания других национальностей дополнительно может вводиться изучение родного языка и культуры этих национальностей. Иностранная литература и искусство. История России и её культуры, начиная с древнейших русичей и мировая история народов. География, естествознание, биология, астрономия. Арифметика, математика, физика, химия. Иностранные языки с четвёртого или пятого класса. Думаю, имеет смысл ввести новую дисциплину – историю религий и мифологий народов мира. Естественно, уроки труда и физкультуры тоже должны быть. И для них тоже должны быть разработаны соответствующие методики.
Для облегчения работы преподавателей и улучшения восприятия знаний детьми, численность учащихся в классах не должна превышать пятнадцати человек. Нужно будет прекратить маразматические попытки увязать зарплаты педагогов с успеваемостью и числом учеников. Зависимость зарплаты от количества часов данного предмета может быть применима, но этот вопрос требует дополнительной проработки. Определённо необходимыми будут доплаты за внеурочные занятия с отстающими или за ведение кружковых занятий.
Особое внимание необходимо уделить деловым и человеческим качествам воспитателей дошкольных учреждений и школьных преподавателей. Беда, когда воспитанием занимаются педагоги, ненавидящие детей, или, не дай Бог, педофилы. Беда, когда в школу приходят преподаватели, которые не умеют ничего, кроме как заставлять учащихся переписывать главы и параграфы из учебников. Беда не только для детей, но и для всей страны!
Думаю, кандидаты на преподавание в школах и профессионально-технических училищах должны проходить обязательное психологическое тестирование и подтверждать свой профессиональный уровень перед специальными комиссиями.
Так же необходимо продумать систему наказаний для школьников в случае их систематической неуспеваемости или регулярного совершения хулиганских действий. Возможно, имеет смысл организовать специальные учебно-трудовые заведения двух типов, где будут обучаться отчисленные из общеобразовательных школ за систематическую неуспеваемость и отдельно за хулиганские действия.
Что касается экзаменов в школах, то целесообразно оставить только выпускные при окончании курса обучения. Форма экзаменов, которая сейчас вызывает ожесточённые споры в обществе, должна соответствовать тем принципам, которые определяют отношения людей во время общения на работе.
Нельзя обойти вниманием и такую важную составляющую среднего образования, как учебники для детей. К написанию школьных учебников нужно привлекать коллективы выдающихся учёных, опытных педагогов, грамотных редакторов. При создании учебников должны быть учтены и использованы все достижения современных наук. Важно, чтобы в учебниках присутствовали все гипотезы по ещё не изученным фактам и непонятым явлениям. Не исключена возможность создания учебников на конкурсной основе. Отбор и утверждение окончательного варианта учебника будет производиться соответствующим комитетом Верховного Совета. Особое внимание следует уделить историческим учебникам. Ничто так не развивает патриотические настроения, как правда об истории Родины. Разве могут стать патриотами люди, умеющие разбирать – собирать автомат, но не знающие кто такие Ломоносов, Кутузов, Брусилов, Третьяков, Морозов, Путилов, Алёхин, Мусоргский, Глинка, Рахманинов, Шишкин, Рерих, Тургенев, Чехов, Толстые, Варламов, Платонов, Гагарин? Вопрос риторический!
Не повредит нашей стране и реформа высшего образования. В России сейчас столько «университетов» и «академий», сколько не наберётся во всём остальном мире. Это надо прекращать. Негоже быть посмешищем в глазах цивилизованных народов.
Университетами должны остаться действительно настоящие Университеты, то есть крупные многопрофильные учебно-научные учреждения. Специализированные высшие учебные заведения пусть снова станут институтами или высшими училищами. Ценность дипломов высших учебных заведений должна определяться не красивым названием с вензелями, а уровнем преподавания и квалификацией выпускаемых специалистов. Общее количество ВУЗ`ов в стране желательно сократить. Совершенно незачем выпускать в жизнь дипломированных незнаек с амбициями наполеонов. Руководство страны должно знать, сколько и каких специалистов потребуется для развития тех или иных отраслей хозяйства. Соответственно будет организован и приём в ВУЗ`ы именно того числа школьников, которое будет необходимо. И приняты должны быть действительно самые способные, наилучшим образом сдавшие приёмные экзамены. Родители школьников тоже должны понимать, что не все дети получат высшее образование. У всех людей разные способности. И быть квалифицированным токарем или слесарем более почётно и выгодно, нежели стать некомпетентным и никому ненужным инженером.
Небольшие ВУЗ`ы, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, но не имеющие достаточной научно-исследовательской базы, могут стать филиалами крупных университетов или институтов. В 60-х - 70-х годах прошлого века выпускники МГУ, МИМО, МФТИ, МИФИ, МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана, ЛГУ и ряда других ВУЗ`ов страны очень высоко котировались во всём мире, независимо от признания или непризнания формы наших дипломов образца СССР. Пусть лучше у нас будет много филиалов известных ведущих ВУЗ`ов, чем много неизвестных и слабых институтов.
В своё время у нас было три формы высшего образования – очная, вечерняя и заочная. Очная форма больше способствовала развитию творческих и научных способностей и навыков. Вечерняя форма была удобна работающим людям и выпускала, в основном, квалифицированных специалистов и управленцев. Заочная форма применялась для работающих людей, в местах проживания которых не было своих высших учебных заведений и для тех, кто был заметно обременён семейными заботами. Думается, это была оптимальная структура форм образования, позволявшая любому способному или талантливому человеку получить высшее образование и попытаться принести стране и её народам максимальную пользу. Было бы полезно эти формы обучения возродить, по возможности насытив новым содержанием.
В этой системе образования тоже целесообразно отказаться от платного обучения. Критерием при поступлении в ВУЗ`ы должны стать знания и способности абитуриента, а не толщина кошелька его родителей. Да и, собственно, какая разница как передавать деньги преподавателям – непосредственно из госбюджета, или через родителей студентов? По крайней мере, общество будет избавлено от псевдоспециалистов, которые покупают не только места в институтах, но и экзамены, и дипломы.
Работа преподавателей ВУЗ`ов заметно отличается от работы школьных преподавателей. В высших учебных заведениях преподавать легче с психологической точки зрения, но тяжелее физически. Как лучше строить систему оплаты труда преподавателей здесь? Мне кажется, имело бы смысл установить базовые ставки зарплаты и ввести доплаты за дополнительное количество часов. Можно разрешить работу преподавателей по совместительству в нескольких ВУЗ`ах, но базовая ставка должна выплачиваться только по основному месту работы.
Особый разговор о стипендиях студентам дневных форм обучения. В последнее время студенческая стипендия стала как бы обязательным элементом обучения. Это неверно по самой сути. Стипендия есть дополнительное денежное вознаграждение за отличные успехи в процессе обучения. Назначаться стипендии должны только тем студентам, которые учатся на «отлично» и «хорошо» и, при этом, участвуют в работе институтских исследовательских и научных лабораторий. Если же нужны деньги, то лучше сразу идти работать и учиться на вечерние факультеты.
В этом вопросе возможен исключительный подход к особо одарённым людям из неполных семей или приехавшим учиться из отдалённых регионов. Но таких будет немного и затруднений с их размещением и содержанием у ВУЗ`ов возникать не должно.
Возможно, будет иметь смысл вернуться к системе распределения специалистов после получения ими дипломов о высшем образовании на очных отделениях ВУЗ`ов. Не секрет, что в сельских местностях и в районах, удалённых от крупных центров, не хватает именно молодых специалистов. И в сельскохозяйственном производстве, и в образовании, и в медицине. И уж если человек получил высшее образование и квалификацию преподавателя, то пусть нарабатывает опыт и отдаёт свои знания детям, чем идёт работать менеджером по продажам в автосалон.
В каждом университете, в каждом крупном институте должны быть созданы научные и исследовательские лаборатории, в которых студенты под руководством ведущих преподавателей будут осваивать практическое применение своих знаний и способностей. Сделанные в этих лабораториях открытия должны быть по достоинству оценены, а новые перспективные разработки будут передаваться в научно-производственные предприятия для их внедрения в промышленность.
Серьёзной корректировке должна подвергнуться система подготовки научных кадров для различных отраслей промышленности. Аспирантура и система присвоения научных званий ни в СССР, ни сейчас не выдерживает никакой критики. Огромное число людей, получивших звания кандидатов и докторов наук, не приносят Родине никакой пользы, а их диссертации пылятся на полках архивов за ненадобностью или бесперспективностью. Но надбавки к зарплате эти люди получают. Особенно нелепо звучат звания докторов и кандидатов философских и политологических «наук»! Осталось добавить к наукам ещё демагогию и софистику и тогда совсем хорошо станет жить! Считаю, научные звания должны присуждаться только тем выдающимся людям, которые действительно вносят заметный вклад в развитие науки и государства, работы которых являются действительно открытиями или носят прорывной характер в различных областях жизни.
И последнее в этом разделе. Вершина образовательной системы, это Академия наук. Нужно ли нам столько академий, сколько мы имеем сейчас? Выполняют ли эти академии свои самые важные функции?  Нужно ли стране такое огромное количество кандидатов и докторов наук? Соответствуют ли темы многих кандидатских и докторских диссертаций отраслевым или мировым открытиям? Заслуженно ли получают все «остепенённые» свои надбавки к зарплатам? Я бы ответил на все эти вопросы одним словом - нет. Система Академии наук требует коренной перестройки. Сама Академия должна превратиться из бюрократической структуры, отстаивающей интересы своего руководства и узкого круга «учёных», в действительного проводника новых открытий и идей в жизнь человечества.
И не надо много академий. Должна быть одна Академия с отделениями и филиалами там, где это будет необходимо и целесообразно.

3 комментария:

  1. Браво!У меня точно такая же точка зрения .Вопросы-звоните а сколько нужно времени и средств, чтобы осуществить эту программу?

    ОтветитьУдалить
  2. Для начала надо добиться бесплатного образования во всех государственных вузах, а учащихся коммерческих вузов обязать сдавать экзамены по специальности в государственных учебных заведениях с получением соответствующего аттестата, при полной независимости экзаменаторов!

    ОтветитьУдалить
  3. Вадим Николаевич19.09.2020, 00:02

    Ну это понятно, что в нормальном социальном государстве образование и медицина должны быть бесплатны.

    ОтветитьУдалить